Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Мельница, сундук, нагайка

Фото: Ксения Демидова
Корреспондент «Русской планеты» побывала в этнографическом музее «Атамань» и узнала, как на Кубани возрождают традиции казачьей культуры
Ксения Демидова
10 сентября, 2014 16:10
15 мин
Этнографический комплекс «Атамань» — музей под открытым небом, представляющий собой точную копию казачьей станицы. Он расположен на Таманском полуострове — там, где был построен первый православный храм и началась история Кубани. В этом году «Атамань» в пятый раз принимает гостей из разных уголков страны, которые хотят познакомиться с культурой кубанского казачества. «Русская планета» побывала в «Атамани» и понаблюдала за людьми, которые участвуют в реконструкции казачьего быта.
В «Атамани», небольшой деревне из нескольких улиц, на первый взгляд, все выглядит примерно так, как и 300 лет назад. В куренях стоят настоящие хаты-мазанки, там суетятся казаки в шароварах и казачки в длинных юбках, на плетнях сушатся глиняные горшки и пуховые перины. От продуктовой базы время от времени отъезжает обоз, наполненный тыквами и кукурузой. В стойлах стоят лошади, в птичниках суетятся гуси и индюки. Каждый из куреней — отдельно стоящий двор, где «проживает» кубанский ремесленник: писарь, винодел, сапожник, лекарь или кузнец. Над созданием куреней работают мастера и чиновники населенных пунктов Кубани.
Как и кто распределял роли в «Атамани», мне рассказали в хате сапожника Прошки Бызсапожки.
– Когда этнокомплекс пять лет назад был еще на стадии проектирования, роли нам распределили там, — показывает пальцем вверх сотрудница хаты сапожника Эльвира. — Нам досталось подворье сапожника. Мы кинули клич по своему Отрадненскому району, обратились за помощью в музей и нашли много утвари, которую сейчас вы видите в нашей хате. Сама я — сотрудник администрации своего района. За работу в «Атамани» мы получаем разве что моральное удовлетворение.
Чиновница в костюме казачки ведет меня в хату, где демонстрирует старинную прялку, иконы и лавку с чеботами — ботинками и казачьими сапогами.
– Вы тут каждый день работаете или по графику? — спрашиваю.
– Нет, по субботам и воскресеньям. В будние дни «Атамань» не работает.
– А живете где?
– В гостинице, которая есть в Тамани. Там и ночуем. А завтракаем, обедаем и ужинаем здесь же. На территории комплекса много трактиров, блинных и вареничных. Там кушаем борщ с пампушками, огурцы соленые. Их сюда на продажу привозят кубанские предприниматели. В общем, с голоду не пухнем.
– Сильно устаете?
– Вы тут до вечера? Подойдите ко мне с этим вопросом часов в пять. Сами увидите, — с улыбкой отвечает Эльвира.
В девять утра я в хате мельника. Меня радостно встречает бойкая смотрительница куреня Наташа. Она одета в казачий костюм, в волосах лента. Со мной в хату заходят туристы и начинают расспрашивать девушку о казачьем быте.
– А печка это у вас настоящая? Топится? — пристают с расспросами посетители из Москвы, сами отвечая на свой вопрос. — Да не топится она. Не может она топиться с таким-то дымоходом. Это ж вся хата будет в дыму! Муляжик, да?
– Да, печь-мазанка не топится так, как должна топиться в казачьей хате. Но вся остальная утварь настоящая, — вежливо отвечает смотрительница. — Пройдемте, я покажу вам спальню мельника.
Наташа ведет посетителей в дом, где в спальне стоит кованая кровать для казака и его жены, а также металлическая детская люлька с расшитыми подушками и покрывалом.
– Мельник у казаков считался человеком зажиточным, только он и атаман станицы могли себе позволить детскую кроватку из кованого железа. У остальных казаков дети до полугода жили в люльках — кроватках, которые подвешивали за крюк на потолке. Кстати, именно семья мельника чаще всего насчитывала по 8-14 детей. Он мог себе позволить прокормить большую семью, к тому же дети начинали помогать ему по хозяйству с пяти лет. Большая семья была признаком зажиточности, — рассказывает Наташа. — Каждый посетитель мельницы отдавал ее владельцу десятую часть того, что смолол в его курене. Едет, например, к мельнику казак зерно молотить и видит, что мельница не работает, лопасти не крутятся, а стоят буквой «Х». Значит, в доме мельника радостное событие: свадьба, рождение ребенка, крестины. Если же лопасти мельницы остановились в виде креста, значит, в его доме горе.
Наташа изображает руками крест и показывает, как лопасти мельницы устанавливались в лихие для мельника дни.
– Наташа, откуда вы все это знаете?
– Я библиотекарь, раз в две недели работаю в хате своего района на «Атамани», денег за это не платят. Но мне все это самой очень интересно, поэтому я каждому посетителю стараюсь рассказать что-то новое, — отвечает смотрительница куреня. — Смотрите, вот тут у казаков в хате святой угол. Казаки были глубоко верующими людьми, почитали традиции, праздники, обряды. Вообще, насколько мне известно, дома и богатых, и бедных строились на один манер: из двух комнат та, которая побольше, была горницей, а комната поменьше — стряпухой. В горнице всегда было чисто. Здесь обычно стояли стулья, стол, сундук, лавки. Печной угол — это самая важная часть хаты. Большая четырехугольная печь, всегда чистая и украшенная. Около печи находится ухват, кочерга, лопата.
Мы заходим в горницу, и Наташа указывает на огромный деревянный сундук.
– Это скрыня — сундук для одежды. Его владелица, когда передавала сундук нам, утверждала, что ему более 200 лет, и что этот сундук в ее семье использовали исключительно для хранения приданного. Когда женщина выходила замуж, сундук с ее приданым перекочевывал в дом мужа. Когда замуж выходила старшая дочь, казачка отдавала этот сундук по наследству. Кстати, по рассказам последней владелицы сундука, если молодая незамужняя особа посидит на сундуке пару минут, то скоро выйдет замуж, — уверила Наташа.
– А где вы находите старинные предметы для хат? — спрашиваю у Натальи.
– Много пенсионеров сами звонят к нам в библиотеку и предлагают забрать старинные вещи. Потому что для них они ценны, а для родственников после смерти старшего поколения не будут представлять никакой ценности. Для них это будет просто хлам.
– А мельница у вас во дворе настоящая? — напоследок интересуюсь у Наташи.
– Нет, — смеется девушка. — Зато имеется настоящая нагайка. Для тех, кто решит проверить мельницу в действии без моего ведома. Такие, кстати, уже были!
К 11 утра на казачьем рынке «Дурница» торговля идет бойко. Казачки в пестрых каратайках — национальных плюшевых жилетках — продают по очень низким ценам таманский виноград и персики. Килограмм крупного винограда тут стоит 20 рублей.
– А почему так дешево? — спрашиваю.
– Та вы шо, не знали? Губернатор же седни приедет, — честно отвечают предприниматели.
– А обычно почем продаете?
– Та ни на много дороже, по тридцать рублев за кило. Нынче урожай его народивси, девать некуды. Если не распродадим, вино сделаем.
Цены на караваи, пироги, пряники все же «кусаются». Петушок на палочке стоил 70 рублей. Однако, приглядевшись, я поняла, что цены тут установлены для вида и таманские предприниматели готовы поторговаться.
– Кавун за 15 рублей отдать тебя. Ни-ни, друга моя. Я все лето гамбалил, шоб его вырастить, — яростно спорит продавец арбузов с покупательницей из Саратова, и в итоге отдает его за 10 рублей.
– А что такое «гамбалил»? — подхожу с вопросом к освободившемуся продавцу с черными усами.
– Ну, значит, работал тяжело, — отвечает продавец арбузов.
– Так выращивать арбузы — тяжелый труд? — улыбаюсь я.
– Ой, барышня, а вы попробуйте-ка сами. На самом деле, конечно, нет. Но надо ж поторговаться, как без этого? — уже на чистом русском отвечает мужчина.
К часу дня песни и пляски, которые слышались в куренях, несколько смолкают. Казачки в национальных костюмах улыбаются неохотно и то и дело вытирают пот со лба. Мальчишки и девчонки, которые тоже приехали из разных городов и станиц Кубани повеселить туристов, отдыхают в теньке.
– Устали? — подсаживаюсь я к группе казачат, в руках у которых по шашке.
– Может, воды вам принести?
– У нас есть минералка, вот в том доме. Просто жарко очень в этих рубашках и папахах. Домой хочется.
Мальчишки рассказывают, что они из станицы Брюховецкой, учатся в пятом классе, приехали вместе с песенно-танцевальным коллективом, чтобы выступить в своем курене.
– А шашки вам зачем? — спрашиваю у ребят.
– Мы с ними танец будем танцевать. Кстати, первый раз обращаться с шашкой нас тут и научили, в прошлом году, — оживляются парни, начиная демонстрировать казачьи приемы с шашками-муляжами. Хотя выглядят они почти как настоящие.
Вхожу в хату шорника. Во дворе куреня под навесом сидит мужчина, который мастерит уздечки, хлысты, стремена и прочие вещи, названий которых я не знаю. Но понимаю, что без них на лошади не поскачешь, пашню не вспашешь и вообще не сделаешь ничего, что делали казаки с помощью лошадей 200-300 лет назад. Я знакомлюсь с мастером, и к моему удивлению он оказывается настоящим шорником в третьем поколении. Этим ремеслом он занимается всю жизнь.
– Не изжила ли себя сегодня ваша профессия? — спрашиваю его.
– Я с лошадьми дружу с рождения, мой дед заведовал ими в колхозе, где на лошадях до сих пор выполняют некоторые работы. В глубинках и маленьких хуторах лошади и сейчас выполняют некоторые работы по хозяйству, поэтому моя профессия еще востребована. Сюда раз в неделю приезжаю по просьбе администрации своего района с утра, вечером еду домой — хозяйство бросить не могу. Какая мне разница, где хомуты делать, дома или тут, на глазах у туристов? Пусть смотрят, как я работаю. Мне не жалко зевакам свое мастерство показать. А за визит ничего не беру. Дадут корма лошадкам в колхозе, и то дело, — рассказывает Юрий Сергеевич. — Для меня тут даже как-то легче, не дергает никто. Сидишь себе, работаешь спокойно. А дома бы уже раз десять куда-нибудь сбегал, то кур покормить, то лошадям воды налить. По хозяйству надо же целый день управляться.
Около пяти вечера заглядываю в хату винодела и оказываюсь в музее казачьей домашней утвари. Так называется еще одно подворье, где все желающие могут постирать белье дедовским способом, помолоть кукурузные зерна, взять ухватом горшок и поставить в клокочущую печь.
– Это что за палка? — начинаю я осмотр казачьей утвари.
– Это рубэль. Деревянная палка с зазубринками, на которую казачки наматывали бель, били этим приспособлением по твердой поверхности, и оно становилось чистым, — рассказывает мне смотритель куреня.
– А вы сам — казак? Откуда все это знаете?
– Да, я нахожусь в распоряжении Кубанского казачьего войска. Меня зовут Иван. И все, что вы видите в этом курене — из моего личного домашнего музея. Хобби у меня такое — ездить по глухим деревням и собирать старинную казачью утварь. Администрация моего района каждое лето просит предоставить часть моего музея для просмотра в «Атамани», и я привожу сюда часть своей коллекции. Знаете, что это? Молотилка. Засовываешь в нее высушенный на солнце кукурузный початок, крутишь ручку, зерна отделяются от кочерыжки и падают в чашку. Хотите попробовать?
Я берусь за ручку молотилки и пытаюсь ее провернуть — нелегко.
– А то! Что потяжелее, так это к казачке, так заведено. Именно бабоньки у казаков выполняли «легкую» работу по дому.
– А казаки? — кряхчу я над початком.
– А казаки воевали, — смеется владелец домашнего музея. — Так, готов початок. Теперь берем сухие зерна и мелем из них кукурузную муку.
Казак Иван подводит меня к рушке — бочке с толстыми стенками. Внутри нее вращается вертикальный жернов. Зерна засыпаются в рушку, а чтобы они стали мукой, надо крутить ручку рушки по кругу.
– Бери двумя руками, и вперед! — командует казак. — А ты думала! Знаешь, почему у казачек всегда был такой видный стан? Потому что рушкой они себе бюст делали за годы тренировки — будь здоров! Это тебе не силикон какой-то!  — говорит Иван. — А это нагайки: мужская и женская.
Иван рассказывает, что у каждого казака была своя нагайка, прикоснуться к которой не имела права ни одна женская рука. Для женщин у порога дома висела особая нагайка с длинным хлыстом.
– Каждая казачка должна была с детства учиться владеть особым боевым искусством — казачьим спасом. Одна из его частей — владение нагайкой. Когда мужчины уходили на войну, дома оставались только женщины. То, что они были небеззащитны, знали многие неприятели, которые пытались ограбить хутора, где не было казаков. С помощью нагайки женщина могла выбить из седла сразу четырех всадников, не говоря уже о пешем неприятеле. Но нагайкой я воспользоваться не дам. Это оружие намного серьезнее, чем кажется на первый взгляд. В наконечник нагайки вшит свинец. Если им со всей дури рубануть, можно и кость проломить. Он на то и рассчитан, — убирает в сундук нагайку казак.
– Да мне и рушки хватит, — прощаюсь я с казаком, и он закрывает за мной дверь в курень.
На «Атамани» вечер.
– Домой поеду только завтра, сейчас закрою хату, в гостиницу пойду. Там сегодня Кубанский казачий хор поселился, он тоже на «Атамани» выступал. Хорошо поют девчата. Может, концерт по заявкам на этаже устроим? — бормочет казак, запирая экспонаты из своего музея в сарай.
К выходу из этнокомплекса тянутся опоздавшие посетители, уставшие женщины с лентами в волосах и казачьими костюмами под мышкой. Запыхавшиеся дети рассаживаются по автобусам. «Атамань» засыпает, чтобы с утра с новыми силами начать лепить вареники, скакать на лошадях и танцевать перед посетителями.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ