«Мачта — это алюминиевая труба от поливальной установки»
Павел Шмаков. Фото: Наталья Решетняк

Павел Шмаков. Фото: Наталья Решетняк

Судостроитель-любитель рассказал «Русской планете» о том, как превратить детскую мечту в профессиональное увлечение

У центрального причала Геленджика стоит небольшая белая яхта «Таити». Вокруг нее — несколько десятков таких же прогулочных яхт, поэтому с первого взгляда трудно оценить ее уникальность. На «Таити» нет экипажа, работает один капитан — Павел Шмаков, который вполне вписывается в образ мореплавателя-одиночки.

Для него яхты — не роскошь, а дело всей жизни. Своими руками он построил и отреставрировал десяток яхт, которые сегодня можно увидеть в поселке Лазаревское, Новороссийске и на Азовском море. Каждый курортный сезон он работает в Геленджике — катает туристов. Павел Шмаков рассказал корреспонденту «Русской планеты» о том, как он строит яхты и какие имена им дает.

«Морем я заболел в 10 лет»

Девять утра. Мы с Павлом Васильевичем и группой туристов выходим на трехчасовую прогулку в открытое море. Сегодня объявлено штормовое предупреждение из-за аномальной жары, но в утренние часы погода стоит чудесная: полный штиль, тишина и пока еще ласковое солнце.

Капитан быстро отшвартовывает яхту, заводит мотор, и она неспешно отходит от берега.

По пути я внимательно разглядываю детали яхты «Таити», чтобы найти приметы ее кустарного производства, но не нахожу. Мачта как мачта, деревянный штурвал, пластиковые борта, в носовой части расположена небольшая каюта, где есть стол, умывальник и спальное место. Эта семиметровая яхта — предпоследнее творение Шмакова — служит ему уже четвертый год. Она была построена на собственной домашней верфи, которая расположена в огороде его дома в поселке Пляхо Туапсинского района. Спустя полчаса мы оказываемся прямо в открытом море. Туристы, долго не раздумывая, одевают спасательные жилеты и ныряют в воду. Рядом с нами проходят другие прогулочные яхты и катера. Экипажи судов здороваются с Павлом Шмаковым. Называют его дядей Пашей. Неожиданно мимо проходит катер «Пограничник». По морю проходит сильная волна, нарушая штиль и мои вестибулярные функции. Через несколько минут вода успокаивается.

– Павел Васильевич, а с чего началось ваше увлечение судостроением?

– Морем я заболел в 10 лет. Однажды мама отправила меня в пионерлагерь в Хабаровск. Там я начал ходить в кружок судомоделирования, который вел замечательный преподаватель. Он увлек меня этим делом настолько, что уже через год я каждое лето подрабатывал у него инструктором и даже получал зарплату в 40 рублей.

– То есть выбор профессии для вас был предопределен?

– Да. В 14 лет я поступил в Хабаровское речное училище, где получил специальность «слесарь-судоремонтник». Началась взрослая жизнь. Работа в разных уголках Дальнего Востока и Севера страны, затем женитьба, рождение детей.

– Но увлечение судомоделированием не проходило?

– Никогда. Когда мы оказались на Чукотке, я работал в портофлоте морского порта «Эгвекинот». В свободное время вел кружок судомоделирования в местном Доме пионеров. Как-то мой друг нашел на территории автобазы в кузове старого прицепа разбитый корабельный вельбот. Рассказал мне о своей находке, и мы решили — будем восстанавливать.

«Пеликен»

За семь копеек Павел Шмаков купил в родном порту грузовик досок из красного дерева, которые использовались для сепарации некоторых грузов. Уже позже он узнал, что эта порода красного дерева называется «кумару», и стоит она в наше время очень недешево.

Спустя несколько месяцев старый вельбот был полностью обшит красным деревом, изнутри пропитан олифой и снаружи покрыт лаком.

– Нам оставалось придумать, из чего сделать матчу и парус. И вдруг мальчишки притащили старую радиоантенну с местной военной части, — продолжает рассказ Павел Васильевич. — Эта конструкция и стала мачтой на нашей лодке. А для паруса придумали использовать достаточно плотную ткань — тик, из которой в то время шили наперники на подушки. Такой парус мог спокойно прослужить год. Хотя более крепким материалом считалась ткань для плащ-палаток.

Первую в своей жизни яхту Шмаков назвал «Пеликен», что в переводе с чукотского означает «добрый дух тундры».

«Джонсик» и «Рива»

Вскоре в стране началась перестройка. Жить на севере стало сложно. Павел Шмаков вместе с супругой и четырьмя детьми переехал в станицу Должанскую, расположенную на Азовском море.

Чтобы суметь прокормить семью, он открыл сапожную мастерскую. Это ремесло он освоил еще на Чукотке, где в период распада СССР держал сапожный кооператив по пошиву национальной чукотской обуви.

Но страсть к судостроению не давала ему покоя. Павел Шмаков решил строить свою вторую яхту.

Домашняя судоверфь разместилась на заднем дворе дома, под большим навесом.

Лодка получилась небольшая — пять метров в длину. Название ей мастер придумал быстро — «Джонсик».

– Был такой пират Поль Джонс, который служил Екатерине Великой, я как раз о нем книгу прочитал. Называть маленькую лодку Поль Джонс было слишком громко, а Джонсик — нормально, — объясняет Павел Васильевич.

– Вторая лодка была также построена исключительно для души?

– Верно. Периодически я выходил на ней на прогулки в Азовское море. Как-то в одну из таких прогулок я встретил Валентина Гловацкого, который шел по Азову на самостоятельно построенном катамаране. Мы с ним решили устроить импровизированные гонки, в которых в итоге победила дружба. На берегу Валентин Борисович рассказал, что занялся строительством большой яхты длиной в восемь метров. Но так как он жил в Ставрополе, то перед ним встал вопрос, где найти помещение для дальнейшего строительства. Я предложил достраивать у меня. Он согласился, и мы продолжили работу вместе.

– То есть это была ваша третья яхта?

– Да. Ее также удалось построить очень быстро, всего за год. Новое судно назвали «Рива». Однако когда восьмиметровую красавицу спустили на воду, выяснилось, что яхта получилась немного кургузая, и ее забрасывало на волне. Поэтому через год мы ее немного переделали — добавили метр длины и поставили еще одну матчу. Сходили в рейс, но потом ее пришлось продать. После покупки ее переименовали в «Фаина».

– А с «Джонсиком» что стало?

– Я ее подарил местным рыбакам, когда мы занялись строительством яхты «Рива».

– Много ли таких мастеров как вы на Черноморском побережье?

– Мастера есть, но они не востребованы. Спроса нет. Объясняется это тем, что люди состоятельные заказывать яхты не будут, они покупают их за границей. А бедным такое удовольствие не по карману. К тому же, одно дело яхту приобрести, а второе — куда ее поставить. У нас нет безопасных стоянок для яхт, как в той же Европе. Держать яхту без присмотра команды невозможно, так как в случае шторма вы ее просто потеряете. Значит нужно держать экипаж или самому на ней постоянно находиться. То есть человек должен изменить образ жизни и с земными корнями расстаться. На это решиться не каждый может. А второе — стоянки у нас не бесплатные, следовательно, нужно на яхте работать.

– Сколько в среднем стоит построить яхту?

– По-разному. «Таити», например, очень бюджетный вариант. Мачта — это алюминиевая труба от поливальной установки «Фрегат», вентиляторы — это крышки от суповниц, а штурвал — это шкив от стиральной машины, обшитый деревом.

– То есть, проблем с материалами у вас нет?

– Чтобы начать строить яхту, нужна стопка фанеры и доски. Для обшивки используется стеклоткань и эпоксидный клей. Все материалы наши отечественные. У нас сейчас замечательные предприятия в Москве делают все эти компоненты, импортное покупать смысла нет. Это в советское время купить оцинкованные шурупы считалось за счастье. Самое сложное в нашем деле — найти деньги.

– Проекты вы сами разрабатываете?

– В судостроение популярен метод аналогов. Как строят большие корабли? Редко когда их строят с нуля. Например, вам нужно построить танкер. Зачем напрягаться, тратить время и деньги на конструкторов, когда можно посмотреть, что из предыдущих кораблей вам подходит. Вы берете аналог и начинаете строить. При этом можете задать свои параметры — длину, ширину и прочее, а конструкцию не менять. Я в своих работах использовал проекты американского конструктора Дадли Дикса.

– Получается, чтобы построить яхту, нужны знания, деньги, материалы, время, место. Но также, наверное, требуется какое-то особенное оборудование?

– Все необходимое оборудование у меня есть дома. Это токарный станок, деревообрабатывающее оборудование, аргоновая сварка и масса ручного электроинструмента.

«Тетис»

После того, как Шмаков закончил достраивать яхту «Рива», его нашли двое ребят и попросили восстановить восьмиметровую яхту, которую они за бутылку водки подняли со дна Каспийского моря. Один из мужчин оказался кандидатом физических наук Александром Каклюгиным, который в то время был совершенно не востребован в России, но которого заметили французы и активно приглашали для работы в области внедрения технологии холодной плазмы. Оказалось также, что ученый является яхтенным капитаном с большим опытом плавания по Азовскому, Белому и Каспийскому морям. Следующей мечтой физика стало путешествие на яхте «Тетис» по южным морям. Он хотел, чтобы судьба яхты соответствовала ее названию.

– Это было полностью сгнившее судно, от которого осталась одна пластиковая скорлупа. Честно сказать, сейчас за такое я бы не взялся, — вспоминает Шмаков. — Ребята сказали, что полностью профинансируют строительство. И я согласился. На создание двухмачтовой шхуны «Тетис» ушло два года.

Лодка получилась отличная. Правда, очень скоро ее пришлось продать, так как Александр Каклюгин переехал жить во Францию. Сейчас яхта работает в поселке Лазаревском.

– Вам удалось хоть один раз выйти в море на «Тетисе»?

– Да. И даже попасть в сильный шторм. В то время я как раз познакомился со священником, отцом Сергием — настоятелем Свято-Ольгинского храма поселка Ольгинка Туапсинского района. Батюшка увлекался морем, и кто-то ему продал судно, название которого в переводе с английского означало «сумасшедшая скорость». Но о сумасшедшей скорости там и речи не шло, это было просто разбитое корыто. Меня попросили помочь священнику. Тогда я предложил ему сходить с нами в море на «Тетисе». Он согласился, но перед нами встала проблема: как выкроить время между литургиями? Решили выйти в море в воскресенье вечером. И уже ночью мы попали в шторм. Мало того, что дул дикий ветер, так еще с неба летел град в виде сосулек, наполненных водой размером с карандаш. Море стало темно-зеленым и «волосатым», потому что эти градины, падая в воду, образовывали фонтанчики. В общем, нас положило парусами на воду и сильно потрепало в ту ночь. Но на утро ветер стих, море и небо успокоились. Мы очень сдружились с отцом Сергием. И я решил ему строить яхту. Вскоре была готова шестиметровая парусная яхта, которую батюшка назвал «Святая Ольга». А еще через год, когда я уже жил в Туапсинском районе, появилась яхта «Таити» — аналог «Святой Ольги».

– Почему вы решили назвать ее «Таити»?

– Когда я начал думать над названием, то озвучивал разные варианты своему другу. Говорю: «Назову «Ляпота», а тот: «Обзовут «слепота»». Я еще какое-то название, он в ответ — прозвище. И тут я говорю: «Таити». У друга ничего не нашлось в ответ на это название. Кстати, крестили ее как «Татьяну».

– Вы крестите все свои яхты?

– Конечно. Сначала после молебна и водосвятия совершается чин закладки яхты, и затем еще при спуске на воду.

– Павел Васильевич, вы мечтали когда-нибудь совершить кругосветку?

– Не сыпьте соль на рану. Недавно Александр Каклюгин приезжал, зовет сходить с ним в Кабо-Верде.

– А вы что?

– А меня пока земные дела держат.

– У вас есть еще какие-то мечты?

– Как говорит Каклюгин, у нас нет мечтов, у нас есть планы. В планах у меня построить яхту больше восьми метров.

– А ученики у вас есть?

– Шесть лет назад из Москвы к нам приехал парень. Он оставил там престижную работу и решил резко изменить образ жизни, построить яхту и уйти в Рио-де-Жанейро. Даже купил белые штаны. Корпус его судна уже полностью готов.

Стрелки часов приближаются к 12:00. Туристы занимают свои места, мы отправляемся обратно. Неожиданно поднимается ветер.

– При таком ветре грех под парусом не пойти, — произносит капитан и ловким движением поднимает паруса. Яхта уверенно разворачивается в сторону берега.

– Павел Васильевич, а после окончания курортного сезона «Таити» где стоит?

– Отправляется вместе со мной домой, в огород.

«Скомандовал не бояться и идти за мной» Далее в рубрике «Скомандовал не бояться и идти за мной»Корреспондент «Русской планеты» поговорила с мальчиком из Новороссийска, который спас от пожара семью Читайте в рубрике «Титульная страница» Путин ответилОтветы на самые актуальные вопросы, которые задали президенту, читайте на Русской Планете Путин ответил

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»